Русское язычество в древнем обществе и современности
Славяне поклонялись и обожествляли свет, огонь, солнце. Культ солнца просматривается в «Слове о полку Игореве».
Небо и земля мыслились как бессмертная супружеская чета, олицетворяющая мужское и женское начала. Предки чтили небо и землю как своих всеобщих родителей. Земля-мать принимала души умерших дедов и возвращала их новорожденным внукам.
Считается, что со словом «природа» связан культ Рода, носителя мужского начала. Роженицы – неизменные спутницы Рода, олицетворяющие женское начало. Сам культ Рода и Рожениц учёные относят к одному из самых древних, возникших предположительно во времена зарождения патриархата, т.к. божества эти не имеют точного изображения в народном сознании, и имеют большую сферу влияния на человеческую жизнь, на уровне двух противоположностей (мужское / женское).
Также очень древним считается поклонение упырям и берегиням (от слова «беречь», охранять) – душам умерших людей, добрых или злых. Они относятся к миру духов, например: домовой (дух дома), банник (дух бани), леший (дух леса), русалки, водяной (духи воды), и т.д. Леший – лесной дух, хозяин леса, покровитель зверей и птиц. Он крадет детей, пугает в лесу, сбивает путника с дороги, заигрывает с мужиками, меряясь с ними силой и т.д. Вместе с тем в его действиях наблюдаются и нравственно-осмыслен-ные поступки. Он награждает человека за услуги, выводит или даже выносит заблудившихся из лесу, пасет скот, нянчит детей, наказывает за хвастовство, за насмешки над собой.
Водяной во многом схож с лешим, но живет он в воде. Представлялся он нашим предкам нагим стариком, покрытым тиной. Иногда принимает образ собаки, селезня, рыбы и проч. Он похищает детей, топит взрослых, пугает рыбаков, угоняет лодки, наказывает за ночную ловлю. Но он, как и леший, совершает не только злые, но и добрые поступки.
Кроме лесных и водяных демонов, у наших предков были духи домашние, которые поселялись в жилищах (домовые), в банях (банники), под овинами (овинники). Домовой – хранитель домашнего очага. Домовые демоны могли принять любое обличье - и человека, и животного, но чаще всего выступали в образе человеческом. Домовой и его жена Кикимора могли напроказить, например, разбросать посуду, спрятать нужную вещь, перепугать пряжу, но чаще всего они помогали: поили-кормили скотину, стерегли добро, предсказывали будущее, выли перед несчастьем. Люди стремились задобрить домовых, жить с ними в мире и согласии. Они зазывали их на новоселье, уводили первыми при сломе избы и не мыслили себя без них в домашнем быту.
Баба Яга также изначально добрая заботливая берегиня, связанная с границей между миром живых и миром мёртвых.
Пращур – дух предок. Прародитель рода, охраняющий его от злых сил. Он, помимо всего прочего, связан с определением границ, по поверьям предков, останавливал на месте всякую нечистую силу.
Солнечные космические считаются более поздними божествами, имеющими свои точные названия и изображения. Это Хорс, Ярило, Купало, Дажьбог, Стрибог, Световид. Все они имеют признаки бога солнца и мужского прародительского начала. Им воздвигали статуи, приносили жертвы.
Перун также считается поздним божеством, связанным с солнцем и громом. В Христианстве заменился Ильёй Пророком (празднование 2 августа).
Культ Велеса (Власия) восходит корнями к культу Рода и Рожаниц, оказался самым устойчивым в сознании русских крестьян и почитался вплоть до XIX века. Именно ему в жертву оставляли на поле последний не сжатый сноп пшеницы или ржи. Он – бог богатства и благополучия, т.к. во времена скотоводства считался повелителем животных, а с развитием земледелия – божеством зерна и урожая.
Макошь – богиня хорошего урожая, плодородия, судьбы, покровительница браков. В христианстве Макошь перевоплотилась в Параскеву Пятницу и Деву Марию, поэтому почитается несколько раз в году в дни празднования этих святых.
Лада – богиня любви, красоты, семейного очага. Весной, когда природа вступала в союз с Ярилой, наступали Ладины дни. Имя богини связано со словом лад – согласие (ладить – жить дружно, ладный – хороший, красивый, и т.д.). Новобрачные просили у Лады благословения, обращались при рождении ребенка и бесплодии.
Образное представление о духе и душе наши предки связывали с дуновением ветра, дымом, огнем, паром, водой, дыханием и мыслили их как самостоятельные сущностные силы, свойственные и людям, и животным, и растениям, и даже неодушевленным пред метам. Люди считали, что на свете должны существовать создания, наделенные силой, стойкостью и даже бессмертием. Так возникла идея богов и духов.
В каждой религии возникает дистанция между богами и людьми. Это вынуждает и богов, и людей искать посредников, связных между небом и землей. Эти функции выполняли всевозможные духи, которые населяли славянские поля, реки, горы и болота. Христианская церковь вытравила народную память о главных языческих богах, но оказалась бессильной против богов второстепенных и духов.
Но этого мало. Едва ли не самой действенной силой, осуществляющей связь с языческими богами, был особый род людей: кудесников-колдунов, чародеев, которые по желанию видоизменяли свой облик и обретали чудодейственные способности. Это так называемые оборотни.
Славяне, например, верили, что волки, которые в жестокие зимы нападают на людей, не что иное, как вилколаки, вурдалаки люди, превращенные в волков посредством колдовства.
По поверьям наших предков, люди могли превращаться не только в волков, но и в любых иных зверей: в кошку, птицу лебедя или кукушку, в дерево, камень и т.д.
Элементы вышеперечисленных представлений и верований были неотъемлемой частью жизни наших предков, и частично передались современным людям на генетическом уровне. И даже многие рафинированные городские жители нередко вспоминают домового, русалок, коляду, водяного, а также следуют многим суевериям, пришедшим к нам их древнего язычества.
Но любое обращение к древним верованиям должно начинаться с изучения обрядовой жизни народа. Славянские ритуалы и верования, отразившиеся и закрепившиеся в фольклоре, сосредоточены вокруг универсального мирового представления – через смерть к новому рождению. В фольклоре сфокусировались древнейшие человеческие верования, связанные с представлениями о круговороте жизненных форм, с идеей вторичного рождения и обязательной смерти всего живого. Эти «вечные» мировые представления пронизывают самые разные проявления культурной духовной жизни человека и, прежде всего – обряды, поэзию и литературу.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание