Масленица
Масленица – один из самых языческих праздников в русском фольклоре, не приурочен к конкретному числу, празднуется по лунному календарю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи, и длится неделю. Название идёт от того, что в это время принято есть много масленой пищи. Скорее всего, во времена язычества праздник был связан с каким-то божеством и назывался иначе, но старое название полностью утеряно. Масленица, не смыкается ни с каким христианским праздником, и церковью признаётся только его последний день – Прощеное воскресенье, как отвечающее её религиозным принципам.
В народном сознании масленичные дни были настолько важны, что у каждого из них есть своё название:
Понедельник – Встреча
Вторник – Заигрыш
Среда – Лакомка
Четверг – Широкий разгульный четверток, или Разгулье
Пятница – Тёщины блины
Суббота – Золовкины посиделки
Воскресенье – Прощёное.
Готовились к Масленице заранее – копили деньги, продукты, мастерили санки. Все дни праздника пекли блины, оладьи, варили пиво, ходили в гости.
Как у бедных, так и у богатых было принято, как можно богаче отмечать Масленицу. Люди верили, что чем лучше отметить этот праздник, тем веселее и сытнее будет весь год. Поэтому, на Масленичной неделе нужно было побольше наедаться, заговляться перед семинедельным постом.
Обязательным угощением на Масленицу являлись блины. В них исследователи видят знак оживающего солнца и культа предков. Сами блины, как блюдо, считаются поминальной едой. Частично это представление дожило и до наших дней, т.к. в сёлах их до сих пор готовят на поминки.
Кулачные бои, как неотъемлемый атрибут масленичных развлечений, встречаются у русских крестьян повсеместно. Проводились они на какой-нибудь ровной площадке, чаще на реке, на льду, в окружении нарядно одетых девок и баб. Мужчины становились друг против друга (стенка на стенку), первыми выходили самые задиристые, например мальчики. Начиналось действо с шуточных словесных перепалок, которые позже переходили непосредственно в бой. Бились до первой крови. Всё это действо сопровождалось весёлым женским пением, частушками и игрой на гармошке.
Главной целью участников было не нанести удар, а «спихнуть» противоположную «стенку» за первоначальную границу. Стенка, оттеснившая противоположную – выигрывает. Таким образом, бой выглядел не как драка, а как спортивное соревнование.
В традиции русских крестьян было обязательно появление в Масленицу молодого мужа с молодой женой в красивом наряде, которых обязательно должны были валять в снегу. «Повалят, и насуют снега куда попало, и обижаться было нельзя ». Холостое же, бессемейное существование в сознании крестьян воспринималось как не правильное, противоестественное, поэтому, в свою очередь, парней, не женившихся до Масленицы корили специальными песнями, где высмеивали их образ жизни. В качестве наказания им вешали колодки (например, привязывали к ноге полено, мешающее передвигаться), которые они не имели право снимать самостоятельно. Единственным выходом для них было – откупиться угощением.
Главным моментом празднества являлись катания на лошадях. Лошадей и сани украшали яркими лоскутками ткани, на дуги привязывали множество колокольчиков и бубенцов, в поездку одевали самое нарядное.
Особенно весело праздновали последние три дня. Все катались с гор, кричали «Прощай, широкая Масленица».
Проводы Масленицы, как и её встреча, иллюстрировались специальными песнями, призванными в одном случае (при встрече – в начале масленичной недели) похвалить, повеличать, задобрить Масленицу,
Масленая, любая моя,
Кабы тебе семь недель,
А Посту одна.
Масленая, я к тебе иду,
Кувшин масла несу
И блюдо творогу,
(с. Лаптевка, Ракитянский р-н, Белгородская область)
а во втором случае, во время проводов – поругать, прогнать:
Масленая, кривошейка,
Кривошейка, кривошейка,
Кривошейка.
Масленая, полизуха.
Полизала сыр и масло
Понапрасну.
(с. Лаптевка, Ракитянский р-н, Белгородская область)
В масленичной обрядности зажигание ритуального огня занимало кульминационное место во всём празднестве, но вопреки распространённому представлению для этого не обязательно требовалось сожжение чучела. Эту же функцию могло выполнять и зажжение ритуальных костров.
В костёр бросали всё старое, ненужное, остатки скоромной пищи. К чучелу привязывали старые тряпочки, или ленточки и при этом загадывали желание. После сгорания это желание должно было сбыться.
Завершался масленичный цикл Прощёным воскресеньем, когда все друг у друга просили прощения за вольно и не вольно причинённые обиды, очищаясь, освобождаясь от тяжкого груза грехов перед Великим семинедельным постом.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание