logo search
Зубарева Л

Роль детей в народной культуре

Издавна человек верил в возможность, и, что самое важное – в необходимость влиять своими действиями на природу. Люди не могли научно объяснить сужествование дождя, грома, молнии, ветра, огня, и т.д., поэтому за каждое природное явление отвечало какое-то божество. Так появилось язычество – вера в большое количество богов.

На протяжении длительного времени наши предки вводили молодежь в систему праздников и обрядов, потому, что в русском сознании каждому времени года соответствовали свои возрастные традиции.

Начало года всегда ассоциировалось с детством, поэтому роль детей в русских крестьянских обрядах была огромной, для чего существовал целый цикл праздников, которые не могли обходиться без их обязательного участия. Ярким примером в данном случае может послужить народный календарь. Колядовать обязательно ходили дети, т.к. действие проходило в начале года, когда родился младенец Иисус Христос, а по ранним языческим представлениям – родилось солнце, Коляда, которое тоже ассоциировалось с ребёнком.

Обряд закликания весны на Сороки (22 марта) никогда не обходился без детского присутствия. Мальчики и девочки выходили на пригорки с ритуальным печеньем в виде птичек, которых называли «жаворонки», и с помощью специальных песен помогали природе преодолеть влияние зимы, пробудиться для дальнейшей жизни, и в последствии дать необходимый для существования человека урожай.

Вместе с нарастанием года менялся и возрастной контингент обязательных участников. Весной, ближе к лету, когда земля пробуждалась от зимней спячки и была готова продемонстрировать свою плодородную силу, главными действующими лицами большинства обрядов становились девушки и юноши, которые своей силой и молодостью могли повлиять на природу.

Ближе к осени в традиционных обрядах на передний план выходили более зрелые участники, а к концу – стрики.

Крестьянские семьи старались с ранних лет приобщить ребенка к работе. Деревенские ребятишки многое умели: покормить и подоить корову, постричь овец, вскопать и засадить огород, скосить траву, постирать, погладить белье, истопить избу.

Исследователи отмечали, что русские крестьянские дети только по дому были заняты в 85 видах работы. И это не считая общего труда в поле, огороде, саду, к которому они приучались с 5-6 лет. Было подмечено, что взрослые не очень и нуждались в помощи детей, могли обойтись без нее. Однако они сознательно привлекали ребят к труду, хорошо понимая его воспитывающую роль.

Раньше, когда девочка на свет появлялась, ей прялку маленькую дарили, потом побольше. Сначала она играла с прялкой, а уже к десяти годам получала задание: ниток напряди, а позже и половики сотки. Мальчику вручали маленький топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. И с детства ухаживать за скотом приучали.

Таким образом, у детей всегда были свои функции и обязанности. Мальчик не умеющий играть на духовых народных инструментах, изготавливать их, никогда не смог бы стать пастухом, который в летнее время находился на обеспечении селян, а девочка, не умеющая изготовить себе одежду считалась неумехой, и не могла впоследствии выйти замуж.

Также ни один свадебный обряд не мог обойтись без участия младших сестер и братьев, где каждому находилось место и собственная значительная и необходимая роль в обряде.

В наше время патриотическое воспитание мальчиков в большинстве своём сводится к военной тематике, что тоже очень важно, но не каждый знает, что мораль воина, защитника для русского ополчения издавна начиналась для ребёнка с ощущения себя, как члена конкретного общества при участии в ритуальных кулачных боях, например, на Масленицу. А эстетический вкус молодой девочки, начинал формироваться на посиделках, на которых демонстрировались умения рукодельничать, петь плясать.

Какою песня быть должна?

Об этом спорят очень много,

Но настоящая, она

Сама найдёт к сердцам дорогу!

И никому не заглушить

Её последним криком моды...

Коль песня - часть твоей души,

Она пройдёт с тобой сквозь годы!

(Ю.Погорельский).