Строчное пение
Наиболее типичной формой строчного пения является трехголосие (троестрочие). Каждый голос имеет свое наименование: путь – главный голос, кантус фирмус, помещающийся, как правило, в середине, верх и низ. В демественном многоголосии иногда прибавляется еще четвертый голос – демество, носящий более подвижной характер.
Т очные документальные сведения о строчном пении появляются – не ранее 20–30-x годов XVII века.
За сравнительно короткий исторический период своего существования строчное пение не смогло выработать устойчивых стилистических норм, достигнуть равновесия мелодического и гармонического начал. Несовершенство записи заставляло во многих случаях скорее догадываться о том, как должен звучать тот или другой эпизод, чем следовать точно фиксированному тексту, и предоставляло широкий простор исполнительскому произволу.
Всем этим объясняется тот факт, что строчное многоголосие так легко и быстро оказалось забыто на рубеже XVII и XVIII веков, не оставив никакого следа в певческой практике.
ОСНОВЫ ПАРТЕСНОГО МОНОГОЛОСИЯ
Во второй половине XVII века распространяется новый тип хорового многоголосия, получивший наименование партесного пения (от латинского partes – пение по партиям). Этот род многоголосия в одинаковой традиции, так и знаменитому или демественному многоголосному пению. В основе его лежал принцип гармонического соподчинения голосов при господствующей роли трезвучия. В отличие от преимущественно трехголосного склада строчных партитур, для партесного пения нормой является четырехголосие со строго определенной функцией каждого из голосов.
Однако в рамках четырехголосия концертный стиль не мог получить широкого развития, отдельные его приемы используются лишь эпизодически, в скромных масштабах. Для того, чтобы динамические фактурные и колористические контрасты приобрели достаточно яркий, рельефный характер, необходимы были более крупные составы и большие масштабы произведений.
Определение XVII века как начала нового периода русской истории имеет основополагающее значение для понимания не только экономических и социальных процессов, но и развития отечественной культуры в этом столетии. Новое утверждало себя повсеместно, во всех сферах материальной и духовной жизни. Не оставалось в стороне от происходящих перемен и искусство. Менялось само отношение к нему, понимание его жизненной роли, задач, которым оно призвано служить, начинала осознаваться самостоятельная ценность прекрасного. Крупнейший русский живописец XVII века Симон Ушаков в своем «Слове к люботщательному иконного писания» предъявлял два основных требования к искусству – красота и общественная польза.
Существенное значение для развития русской литературы и искусства имело расширение международных связей. Традиционная византийская ориентация сменяется обращением к Западу. Большую роль в перенесении западной культуры на русскую почву сыграли деятели украино-белорусского просвещения – ученые-филологи, поэты и мыслители, многие из которых тянулись в середине XVII века в Москву, находя здесь благодарные условия для своей деятельности. «Западное влияние», – пишет академик А.И. Белецкий, – приходило, таким образом, на Московскую Русь в украинской оболочке. Обыкновенно считается, что под этой оболочкой содержались элементы польской культуры. Собрано довольно много данных об интересе русских людей, главным образом из боярской среды, к польским книгам, о перенимании ими же бытовых навыков польской шляхты, о памятниках литературы, переведенной с польского языка, и т.д.
Через посредство Польши и Украины, проникали на Русь и некоторые из форм западного музыкального искусства, вступавшие в противоречие с полутысячелетней средневековой традицией.
Именно с этими новыми течениями связано проникновение многоголосия в русское церковное пение. Находя все большее число сторонников среди русских людей, оно не вытесняет полностью монодическую традицию, которая оставалась наиболее массовым, широко распространенным видом певческого искусства.
- Введение
- Роль искусства в развитии личности
- Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей
- Живопись и музыка
- Музыкальное искусство как отражение жизни
- Важнейшие элементы музыкальной речи
- Вокальная музыка. Пение и речь
- История создания музыкальных инструментов
- Откуда берет начало фортепиано
- Струнные смычковые инструменты
- Духовые инструменты
- Ударные инструменты
- Народные инструменты
- От гармоники до баяна
- Электромузыкальные инструменты
- Симфонический оркестр
- История дирижерской палочки
- Программно-изобразительная музыка
- Музыкальные жанры
- Симфония
- Оперетта
- Оратория
- Кантата
- Новая сюита
- Камерная музыка
- Музыкальные формы
- Куплетная форма. Период
- Одночастная, двухчастная и трехчастная формы
- Песня. Народная песня
- Музыкальное искусство древности
- Великие музыканты мира
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
- Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827)
- Музыкальная культура древней руси
- Виды народного творчества
- «Смеховой мир» и скоморошество на руси
- Музыка в придворном обиходе и общественной жизни
- Развитие церковно-певческого искусства
- Первый период
- Второй период
- Третий период
- Строчное пение
- Светские формы музицирования
- Музыка россии XVIII века
- Пути развития русской музыки (вторая половина XVIII века)
- Русская национальная композиторская школа
- Представители вокальной камерной музыки Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
- Алексей Николаевич Верстовский (1799-1861)
- Александр Егорович Варламов (1801-1848)
- Александр Львович Гурилев (1770-1844)
- Музыкальная культура хiх века
- Русские композиторы-классики
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
- Оперное творчество
- Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
- Историческое развитие русской народной песни
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- 3. Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Русская традиционная культура и её роль в современном обществе
- Русское язычество в древнем обществе и современности
- Роль детей в народной культуре
- Из истории духовной жизни русского народа календарные праздники и обряды
- Масленица
- Великий пост
- Чистый, Великий четверг
- Красная горка
- Юрьев, или Егорьев день (6 мая)
- Вознесение
- Зелёные святки
- Русальная неделя
- Иван Купала (7 июля)
- Уборка урожая. Жатва.
- Покров (14 октября)
- Семейные праздники и обряды
- Рождение и крещение младенца
- Похороны и поминки
- Особенности русской народной свадьбы
- Описание свадебного обряда на основе фольклора белгородской области
- Сватовство
- Осмотр женихова подворья
- Девичник
- Утро свадебного дня
- Постройка дома, новоселье
- Перспективы развития народной культуры в современном обществе
- Приложение №3 музыкальный словарь в рассказах
- Литература
- Содержание