logo search
Зубарева Л

Русская национальная композиторская школа

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России складывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра 1 и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Этот решающий сдвиг не был случайным явлением. Блистательными успехами отмечен в конце в конце XVIII века весь путь русского искусства, особенно крупными достижениями ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Ее идейной вершиной явилось творчество Радищева, ярко определившее историческое значение эпохи Просвещения. С большой силой пробирается критическая струя в русской литературе и драматургии. К передовому направлению русской литературы быстро примыкает и молодая композиторская школа, сложившаяся на рубеже 1770-1780 годов.

С помощью русской литературы и музыка постепенно укреплялась на пути самостоятельного развития, хотя этот процесс становления во многом был затруднен сложившимися условиями крепостнического уклада.

Все это проливает свет на те драматические страницы жизни русских композиторов XVIII столетия, которые дошли до нас в не многих сохранившихся документах. Даже самые талантливые из них, как, например Фомин, влачило существование людей, с трудом добывавших кусок хлеба своим искусством. Их творческие успехи, за редким исключением, оставались не замеченными в печати и общественной жизни. В оперном репертуаре, в театральных афишах и печатных либретто имена композиторов упоминались далеко не всегда, а созданные ими партитуры нередко уничтожались «за ненадобностью».

Борьба за самобытность музыкального искусства в существенной мере осложнялась не только тем подчиненным положением, какое занимали в то время русские музыканты среди своих собратьев – художников, архитекторов, тем более литераторов, но и господствующими вкусами высокопоставленных меценатов, всегда отдававших предпочтение зарубежным мастерам и проявлявших явное пренебрежение к успехам отечественных композиторов.

Особое значение для формирования музыкального стиля и языка в музыке доглинкенского периода приобрело влияние классицизма. Как основного художественного направления эпохи Просвещения.

При всей незрелости художественных форм, при всем недостатке высокого мастерства, русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Об этом свидетельствуют и первые русские оперы, реалистически отображающие нравы и быт русского общества, и первые инструментальные сочинения. Основанные на народно-песенных темах, и первые русские романсы, питавшиеся истоками народной песни и канта. Во всех этих жанрах русские композиторы искали самостоятельный путь развития, хотя и пользовались приемами общеевропейского классического музыкального стиля XVIII века.

Народная песня – важнейшая основа в творческих поисках и стремлениях русских композиторов XVIII века. Народно-песенный тематизм пронизывает, по существу. Все музыкальные жанры этого времени – оперу, симфоническую увертюру, камерную клавирную музыку, вокальную лирику, связанную с традицией канта. Овладевая сложными вокальными и инструментальными формами, русские композиторы стремились использовать в них богатство своих народных мелодий. Естественно, что на первое место в русской музыке выдвинулась комическая опера – народная по сюжету и языку, насыщенная народно песенным материалом.

Русские композиторы XVIII века не могли еще «возвысить народный напев до трагедии», сделать народную песню выразительнейшей больших идей и глубоких дум. Но, тем не менее, уже и в эту раннюю пору национальная композиторская школа обрела свой истинный путь развития, оказавшийся плодотворным, путь народности и жизненной правды. Он был указан народной традицией.

Народная песня. Процесс становления профессионального композиторского творчества в России начался с изучения народной песни. Только в XVIII веке ее в первые стали записывать, разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекла в то время не только музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно к концу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа.

Активно развивалась, обогащалась традиция народного творчества. Во всех слоях русского общества народная песня продолжала жить полной, интенсивной жизнью в своем непосредственном, «природном» виде. «Она пронизывала весь быт русского общества – от крепостных низов до верхушки столичного дворянства. Сохранилось много свидетельств, говорящих о широком бытовании в XVIII веке старинных народных обычаев, игр и песен не только удаленных от центра сельских местностях и помещичьих усадьбах, но и в больших русских городах». В связи с ростом городов и новыми условиями городского быта формируется особый слой народного творчества, сближающийся с профессиональной поэзией – городской фольклор. Процесс обогащения народной песни по-своему отразился в народно-песенной культуре городского быта, зародившейся именно в XVIII столетии.

Народная песня этого времени отличалась редким многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа. Его чаяния и освободительную борьбу. Свои заветные думы народ высказывал в песнях крестьянских восстаний, сложившихся в эпоху бурных социальных потрясений, борьбы обездоленного крестьянства с гнетом крепостничества, песни эти полны сурового величия и мощи. Такова бурлацкая песня «Не шуми, мати зеленная дубравушка», вплетенная Пушкиным в ткань повести «Капитанская дочка» и охарактеризованная поэтом как любимая песня Пугачева. Отзвуки могучих народных движений слышатся и в других песнях XVIII века, воплотивших в себе мечту народа о «вольной воле».

Большое значение в народном быту по-прежнему сохраняет историческая песня. Получивший широкое развитие в конце XVII века и в XVIII веке, этот жанр запечатлел в памяти народа великие события прошлого. Преобразования и победы Петра I, события Северной войны, а затем и походы Суворова нашли яркое отражение народной песне, особенно в песнях военной, солдатской среды.

К числу новых песенных жанров, порожденных общественно-историческими условиями XVIII века, принадлежат песни солдатские рекрутские. Они возникли в эпоху Петра I установившего обязательную службу в армии. Наряду с рекрутскими, в солдатской среде зарождались и походные песни, прославляющие отвагу и доблесть русских воинов, и подвиги русских полководцев. Таковы песни о Суворове: продолжая традицию исторического жанра, они в то же время по музыкальному складу и языку уже приближаются к солдатским походным песням XIX века с их маршеобразным ритмом.

К XVIII веку относится формирование городской песни. В народном быту этого времени приобретают большое значение песни служилого люда, солдатские и матросские, песни городского мещанства, дворовых крепостных и «фабричных» (рабочих). Старинные крестьянские напевы, попадая в условия городского быта, также существенно меняются и звучат в новых вариантах. В громадном большинстве песенных сборников XVIII века и начала XIX века отражен именно этот слой народной песенной лирики, связанной с городской традицией. В XVIII веке впервые появились нотные записки народных песен. Если от XVII века до нашего времени дошли только отдельные текстовые записи, то в XVIII веке создавались уже целые сборники народных песен с напевами, печатные и рукописные.

Важным этапом в истории русской фольклористики было издание первого в России текстового сборника народных песен, составленного известным литератором, выходцем из демократической среды Михаилом Дмитриевичем Чулковым.

Хоровая музыка. Своеобразным путем развивалась XVIII веке самая устойчивая область русской музыкальной культуры – хоровая музыка. Продолжая накопленные традиции, наследуя многовековой опыт древнерусского искусства, русские композиторы достигли в этой области вершин мастерства и оставили произведения непреходящей художественной ценности. Это касается, в первую очередь, двух главных представителей хорового творчества – Бортянского и Березовского.

Широкое развитие хорового творчества в XVIII веке было во многом обусловлено особым положением данного жанра в сфере общественной жизни. Поощряя традиционное искусство церковного хорового пения, а сарреllа, правительство принимало меры к его дальнейшему усовершенствованию. Организация певческой школы в Глухове и непрерывное пополнение придворной певческой капеллы новыми исполнительскими силами способствовало этому росту. Начиная с середины века к руководству капеллой и обучению певчих привлекались известные итальянские мастера – Манфредини, Галуппи, Траэтта, Сарти. Большой известностью в конце XVIII века пользовались хоры крепостных певчих. Принадлежавшие Н.П. Шереметьеву, П.М. Волконскому, В.Г. Орлову, Г.И. Бибикову; на Украине славился знаменитый хор певчих А.К. Разумовского, большое внимание по-прежнему уделялось церковным хорам при монастырях, семинариях, центральных соборах.

Большое место в общественном обиходе принадлежало официальной, торжественной музыке празднеств. Различные виды хоровых песнопений, начиная от петровских панегирических кантов и кончая грандиозными хоровыми кантатами екатерининских дней, прочно укоренились в общественном обиходе XVIII века. Постепенно включались в сферу композиторского творчества и хоровые обработки народных песен. Прекрасные образцы хоровых обработок народных песен оставили в своих операх Пашкевич и Фомин.

Решающие сдвиги произошли и в специфической области церковного пения. В течении всего XVIII века оно прошло большой путь эволюции – от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко. К высоким образцам классицизма в творчестве Бортянского. Примерно с середины XVIII века в сферу церковной хоровой музыки начинают проникать новые веяния. Традиционные жанры культовых песнопений испытывают заметное влияние светского искусства-оперы и раннеклассического инструментального стиля.

Искусство Березовского и Бортянского ознаменовало новый этап в истории русской хоровой музыки, а асарреllа. Опираясь на традиции знаменитого распева и партесного пения, эти композиторы создали свой индивидуальный хоровой стиль, отличающийся глубокой выразительностью, многообразием содержания и блестящим вокальным мастерством. Излюбленной формой хорового пения у русских композиторов XVIII века становится духовный концерт. Блестящие образцы классического хорового концерта оставил Максим Сазонович Березовский (1745-1777). Среди сочинений его выделяется его ре-минорный концерт «Не отвержи мене во время страсти». Высокий расцвет хоровой музыки, а асарреllа наступил в творчестве Д.С. Бортянского. В конце XVIII века она становится основной сферой всей деятельности композитора, оставившего свыше ста хоровых сочинений, в том числе тридцать пять четырехголосных хоровых концертов и десять концертов для двух хоров. В них он достигает большого мастерства музыкального хорового письма, продолжая традиции своих предшественников и прокладывая путь к хоровой классике XIX века. Хоровые произведения Бортянского оставили заметный след в истории русской музыки. Известную роль они сыграли в подготовке оперного стиля Глинки.

Камерные жанры. Среди различных жанров русской музыки ХVIII века особое место занимает вокальная лирика – песня и ранний романс. На протяжении всего века песня была самым любимым, доступным видом музыкального творчества, одинаково распространенным во всех социальных слоях.

В период 1770-1780-х годов постепенно определяется тот лирический жанр песни с инструментальным сопровождением, который впоследствии получил название романса. Правда, термин «романс» в то время еще не успел войти в обиход. Вместо него употреблялось обозначение «российская песня». Однако типичные жанровые признаки и стилистические черты будущей романсовой лирики уже отчетливо проступают в этих наивных российских песнях, предназначавшихся для самых широких кругов любителей музыки.

Особенно большое значение для развития вокальной лирики имел расцвет сентиментальной поэзии. В конце века в литературе выступает плеяда поэтов-сентименталистов, у которых лирическая песня становится одним из основных, ведущих творческих жанров. В песенном творчестве И.И. Дмитриева, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, А.Ф. Мерзлякова и др. русских поэтов. Творчество поэтов-сентименталистов легло в основу вокальной лирики Дубянского и Козловского – первых мастеров русского романса.

Песни Дубянского, несложные по фактуре, привлекают своей мелодичностью, искренностью и теплотой. В них отразились элегитические созерцательные настроения, присущие русской поэзии конца века.

Более широкий круг настроений отображен в творчестве Осипа Антоновича Козловского (1757-1831). По сравнению с Дубянским, это был музыкант другого масштаба – подлинный профессионал, крупный симфонист и музыкальный деятель, игравший активную роль в музыкальной жизни России на рубеже XVIII века и XIX веков.

Одновременно с развитием вокальной лирики в музыке XVIII века шел интенсивный процесс формирования инструментальных камерных жанров. Осваивались формы сонаты и вариаций, вырабатывались различные типы инструментальной фактуры, различные виды клавирной, скрипичной и камерной ансамблевой техники. Процесс этот совершался в тесной связи с ростом музыкального исполнительства, с традициями домашнего музицирования. Начальный этап формирования камерно-инструментальной музыки в России относится к 1780-1790-м годам.

Особой любовью в быту пользовались танцевальные миниатюры и вариационные циклы. Основой вариаций чаще служили популярные народные песни, в том числе песни-романсы городской среды.

Важнейшее место этот жанр занимает в фортепианном творчестве. С 80-х годов XVIII века фортепиано становится излюбленным инструментом в русском быту и начинает расширенно вытеснять старинные инструменты клавессинного типа. К этому времени относятся первые опыты обработки народных песен для фортепиано.

Камерная музыка – вокальная и инструментальная – особенно тесно связанна с бытом. Выдающиеся произведения Бортянского, Хандошкина и Козловского в целом еще не определяют ее общего уровня. Русский романс и фортепианная миниатюра XVIII века – это в большинстве случаев простое, бытовое искусство, творимое безвестными музыкантами. Но именно в широком, общедоступном значении русской камерной музыки и заключалась ее жизненная сила . От раннего романса XVIII века очень не долгим оказался путь к вокальной лирике Алябьева, Глинки и Даргомыжского. Пышно расцветшая в начале XIX века культура русского романса и в дальнейшем послужила той интонационной основой, которая продолжала питать классическую музыку.

Музыкальный театр. Развитие всех рассмотренных выше жанров музыкального творчества совершалось в особых условиях значительной демократизации русской общественной жизни. Рост просветительской идеологии, наступивший в знаменательную пору крестьянских восстаний, внимание передовых деятелей - писателей, ученых и публицистов к судьбам народа, приход в науку и литературу новых творческих сил – всем этим был обусловлен мощный подъем культуры, наступивший в 1770-е годы.

Важнейшим очагом распространения музыкальной культуры становится в это время театр, объединивший в себе лучшие, передовые стремления русской драматургии, литературы и музыки, в крупнейших театрах России, как придворных, так и общедоступных, а иногда усадебных, крепостных были сосредоточены в то время лучшие исполнительские силы драматической и оперной сцены, группы хорошо подготовленных певцов и оркестрантов. При театре получали образование будущие артисты, певцы, дирижеры и композиторы, исполнители на различных инструментах.

Начиная с 1770-х годов театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного быта. Не только в столицах. Но и в провинциальных городах строительство театров и организация театральных групп становится насущной потребностью. Ведущая роль по-прежнему сохранялась за столичными театрами Петербурга и Москвы. Наряду с городскими «вольными» театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России и особенно обильных в среднерусских губерниях – Тульской, Калужской Орловской. Многие из них были общедоступными, открытыми для широкой публики. Увлечение театрами захватывало постепенно даже Сибирь, где возникают театры в Тобольске (крепостной театр губернатора А.В. Алябьева, отца композитора А.А. Алябьева), Иркутске, Омске. В отдельных случаях крупные поместные театры (например, Воронцовых, Юсуповых, Апраксиных) могли соперничать по своей профессиональной оснащенности с лучшими европейскими театрами того времени: из-за границы выписывались оперные партитуры, эскизы костюмов и декораций. Весь театральный реквизит.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н.П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. Существование крепостных театров в целом было недолгим. Рассвет их падает на 1780-1790-е годы. Уже в то время многие крепостные театры являлись смешанными по своему составу: наряду с крепостными артистами к участию в спектаклях здесь привлекались и вольнонаемные актеры, музыканты, певцы. К началу следующего столетия эти театральные предприятия, слишком дорого обходившиеся их владельцам, постепенно превращались в открытые, доступные для публики.

В тесной связи с развитием театральной жизни находилось инструментальное исполнительство. Лучшие крепостные театры того времени, принадлежавшие Шереметьевым, Воронцовым, Юсуповым, располагали большими оркестрами в составе 40-50 человек. Свои небольшие инструментальные «капеллы» имели у себя даже помещики среднего достатка.

Широкой популярностью в быту крестьянской России пользовался особой вид исполнительства – музыка роговых оркестров. Так назывались оркестры медных духовых инструментов, типа волторны, получившие распространение во второй половине XVIII века. Все более устойчивый систематический характер приобретает к концу века концертная жизнь. Сначала публичные концерты давались. Как правило, «по подписке» приезжими иностранными музыкантами. Постепенно на эстраду выходят русские исполнители. В 80-х годах начал свою блестящую концертную деятельность русский скрипач и композитор И.Е. Хандошкин. Несколько позже, в последнем десятилетии XVIII века, начались выступления известного дирижера, пианиста и композитора, собирателя русских народных песен Кашина. И, наконец, уже на рубеже нового, столетия из среды наиболее даровитых русских исполнителей выделилась знаменитая Сандунова, выступавшая не только на оперной сцене, но и в концертах, главным образом как исполнительница русских народных песен. К музыке приобщаются все более широкие круги населения.

Формировавшаяся в трудовых условиях крепостнического строя. Музыкальная жизнь России, тем не менее, сделалась неотъемлемой частью общенационального культурного процесса, особенно бурно развернувшегося в следующем, XIX столетии.