logo search
Зубарева Л

Музыка россии XVIII века

«Век разума и просвещения» – так говорили о своем времени вед кие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха огромных общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы феодально-монархическими устоями и мощных народных движений. Присущий этой эпохе дух революционных преобразований породил широкое движение Просвещения, с которым связаны лучшие завоевания науки, культуры, идеологии того времени. Великие истины Просвещения, идеи свободы и социальной справедливости нашли ярчайшее выражение в деятельности крупнейших философов и писателей века – Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетий знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также авторитарным влиянием церковной власти, старавшейся оградить Русь от всего «еретического», «западного» (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной борьбы нового, рационалистического мировоззрения с суровыми, аскетическими догмами религиозной морали. «Мирское» искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.

И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участи общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. Об этом свидетельствую имена выдающихся русских писателей Державина, Фонвизина, Радищева, Крылова, Карамзина и замечательных мастеров изобразительного искусства: живописцев Рокотова, Левицкого и Боровиковского, скульптора Шубина, архитекторов Баженова и Казакова.

Неоценимый вклад в развитие отечественной культуры внесли русские музыканты XVIII века – композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своем вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности. В течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные традиции запод-неевро-пейского искусства. Овладевать приходилось и нотной Нотой, и новым инструментарием западноевропейского типа, и исторически сложившимися музыкальными жанрами, начиная от самых несложных бытовых форм. Однако от этих простейших образцов очень недолгим был путь к большой творческой победе – к формированию своей национальной композиторской школы, представленной именами ведущих композиторов XVIII столетия: Бортнянского, Березовского, Пашкевича, Хандошкина, Фомина.

На протяжении всего XVIII века русская музыка переживала бурный напряженный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались свои профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Это был сложный, противоречивый процесс. Он протекал в обстановке господства феодально-крепостнической системы с присущими ей сословными разграничениями. Оторванность дворянства от народной среды неизбежно накладывала отпечаток на вкусы, культуру и эстетические требования образованных слоев русского общества. В дворянских кругах господствовало представление о музыке как о своеобразном украшении аристократического или придворного быта, приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой среде, прежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской «галантности». А это в свою очередь порождало тот дух слепого подражания Западу, против которого столь резко протестовали наиболее просвещенные, передовые русские деятели XVIII века: Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Новиков. Борьба за подлинно национальную, самобытную культуру, за развитие русского литературного языка, за овладение иными художественными традициями характеризует их творческую жизнь и деятельность.

Тем же стремлением к самобытности была охвачена и русская музыка XVIII века, едва только вступившая на самостоятельный путь развития. Однако в условиях того времени задачи самоутверждения именно в области музыкального творчества оказывались особенно сложными в силу профессиональной незрелости молодой композиторской школы. А это приводило к поверхностной, неверной оценке всего музыкального наследия предшественников Глинки.

В течение долгого времени о русской музыке XVIII – начала XIX века господствовало представление как о сплошь «подражательном» искусстве. Творчество Глинки и его преемников заставило надолго забыть о сравнительно скромных достижениях зачинателей русской композиторской школы. Больше того: у критиков XIX века, и в первую очередь у В.В. Стасова, их первые опыты вызывали даже открытую неприязнь, порожденную все тем же представлением о пассивном заимствовании западных образцов.

Проблема «Россия и Запад» (как и проблема «Русь и Византия» в эпоху Киевского государства) находит свое решение в широком аспекте международных связей всей русской культуры в целом. Процесс освоения западноевропейских традиций в условиях Петровских реформ и последующего за ними времени был естественным следствием культурной политики Петра, направленной на сближение с Западом. Большое значение при этом придавалось отбору самых насущных, необходимых образцов. Усваивалось не все, а лишь то, что могло способствовать укреплению и росту своей национальной культуры. В самой существенной мере это касалось и музыки. Ее многосторонние связи с зарубежными композиторскими школами Италии, Франции, Австрии, Германии, с польской и чешской музыкальной культурой способствовали стремительному росту и утверждению музыкального искусства нового времени. Русским музыкантам XVIII века необходимо было «пойти в науку» к своим западным соседям и приобщиться к их профессиональному мастерству. Только пройдя эту школу, они могли завоевать свое право на самостоятельность в общеевропейском культурном процессе.